Հայաստանի ատենախոսությունների բաց մատչելիության պահոց = Open Access Repository of the Armenian Electronic Theses and Dissertations (Armenian ETD-OA) = Репозиторий диссертаций Армении открытого доступа

Երգիծանքի բնույթը և առանձնահատկությունները Անտոն Չեխովի ստեղծագործությունների մեջ

Բոնյադի, Ալիռեզա (2012) Երգիծանքի բնույթը և առանձնահատկությունները Անտոն Չեխովի ստեղծագործությունների մեջ. PhD thesis, ԵՊՀ.

[img]
Preview
PDF (Abstract)
Available under License Creative Commons Attribution.

Download (236Kb) | Preview

    Abstract

    Ատենախոսության մեջ քննության են առնվում Ա. Պ. Չեխովի երգիծանքի բնույթն ու արտացոլման ձևերը: Չեխովի երգիծական պատմվածքները, վոդեվիլները, դրամաները, ինչպես նաև դրանց գեղարվեստական միջոցներն ու գործիքները կարևոր հիմք հանդիսացան նոր ոճի երգիծական ստեղծագործությունների արարման համար: Ատենախոսության մեջ ուշադրություն է դարձվում նաև Չեխով արձակագրի, դրամատուրգի աշխարհայացքի ձևավորման ու զարգացման ընթացքի վրա: Չեխովից առաջ ռուսական գրական ու հասարակական մամուլի էջերը լի էին գաղափարազուրկ պատմվածքներով, մասնավորապես' վոդևիլներով, որոնք պարզապես ֆրանսիական նույնանուն ժանրի պարզունակ ընդօրինակումներ էին, ունեին սոսկ ժամանցային նշանակություն: Այս ամենը տեղի էր ունենում այնպիսի մի ժամանակաշրջանում, երբ Ոուսաստանի գրական աշխարհում մոլեգնում էր անողոք գրաքննությունը: ժամանակի ընթերցողն ու հանդիսատեսը կարդում, դիտում էր միայն այն ստեղծագործությունները, որոնք պարտադրվում էին պաշտոնական գրաքննության կողմից: Հենց այս ժամանակաշրջանում էր, որ ասպարեզ եկավ բացառիկ տաղանդի տեր արձակագիր ու դրամատուրգ Չեխովը, ով իր նոր և նորովի գրականությամբ ու արվեստով արմատապես փոխեց երգիծական գրականության զարգացման ընթացքը, որով բացահայտվում և քննադատվում էր ժամանակի իրականության դրվածքը, սոցիալական վիճակն ու կենսակերպը: Չեխովի կարճ և սրամիտ պատմվածքներում, դրամաներում, ինչպես հայելու մեջ, երևում էին հասարակական կյանքի այն արատները, որոնք առկա էին այդ ժամանակներում: Ընթերցող հասարակության աչքի առաջ ի հայտ էին բերված տարբեր խավերին պատկանող երգիծական կերպարներ, որոնք մինչև այդ բացակայում էին գրականության մեջ: Բարեբախտաբար, սրանով չսահմանափակվեցին Չեխովի ստեղծագործական որոնումները: Նա ստեղծեց մեծ կտավի երգիծական դրամաներ («Երեք քույրեր», «Բալենու այգին», «ճայը», «Քեռի Վանյա») և ուրիշ այլ գործեր, որոնցով ամբողջանում է ռուս մեծ գրողի գրական ժառանգության համապատկերը: Այս գործերում Չեխովը խոսում էր ժողովրդի լեզվով և հոգով: Նրա երկերը բնույթով պարզ էին, բայց ոչ պարզունակ, բովանդակությամբ ու գաղափարներով խորն էին, բայց և հասանելի, ազդեցիկ: Այսպիսին էին Չեխովի ստեղծած գրականության բնույթն ու թեմատիկան, գեղարվեստական մտածողությունն ու աշխարհայացքը: Пьесы и рассказы Чехова могут быть рассмотрены критикой с точки зрения пола человека, с точки зрения слоев общества, а также экономических факторов, и все это связано с познанием человека. Можно утверждать, что одной из основных задач произведений Чехова является то, что люди специально подчеркивают индивидуальные обязанности и исполняют их перед грубым и авторитарным обществом. В своих произведениях Чехов поднимает общеизвестные вопросы, которые характерны не только для российского общества. Они, на самом деле, раскрывают философию всего Человеческого Существования. Чехов пытается найти ответ на вопрос “что делать?” изгнанным людям, таким как Треплов, который верил в “Новые идеи” и нес это бремя на своих плечах. Он пытался смотреть на взгляды людей с другой стороны, разбить паутину тупости и глупости людей. Подобно Прометею, Чехов дарует мудрость людям, а его знания оставили большой след в истории этого периода. Он горел желанием сохранить понятие бытия, где “все не просто болтают”, а “все работают”. Он до такой степени наполняет содержание своих рассказов и пьес юмором, что даже у обычных людей пробуждается вдохновление, смех и радость, и безусловно, эти люди читают его работы с энтузиазмом и знакомятся с его творческими мыслями и идеями, скрытыми за юмором, выражающим уныние и горечь в его работах. Чехов придерживался мысли, что любое смешное событие волнует, что наилучшим образом отражено в его работах. Он использует особый метод “ставить людей в глупое положение”, который и создал “юмор Чехова” в комедийных жанрах путем передачи ожиданий. Герои попадают в неожиданные положения, и читатель встречает таких персонажей, роль которых является неожиданным в произведении. Одновременно когда мы смотрим на персонажей со стороны, они кажутся нам комическими, но когда мы ставим нас вместо них, то чувствуем глубокость их боли и печали и созданной трагической атмосферы. В работах Чехова можно увидеть человеческие ценности и опасение автора за деградацию человечества [т.е. реальная тревога сатириков]. В отличие от его современников и принятой тогда формы, он не чувствует сожаления к персонажам своих рассказов и пьес, наоборот, он считает их виноватыми за неудачу и слабость. Почему такие люди, как Червяков, Тин и Очумелов должны быть несчастными, слабовольными и жалкими? Создавая сатирический стиль, за которым скрывается горечь, он критикует людей и общество и предупреждает всех об этом. Главные четыре пьесы Чехова указывают путь к более хорошей социальной жизни. Например, в пьесе “Чайка”, молодежь, сталкиваясь с трудностями и разочарованием, становится умнее, благодаря своей выносливости; в пьесе “Дядя Ваня” герой в критической ситуации вновь находит себя и начинает снова писать; в пьесе “Три сестры” особо подчеркиваются действия героев, которые, в свою очередь, меньше поддаются иллюзиям, а в пьесе “Вишневый сад”, которая кажется одной из самых сатирических пьес Чехова, ярко выражена динамика движения вперед - от прошлого к будущему. Следовательно, хотя и в рассказах и пьесах Чехова присутствуют сомнение и страдание, однако все же в действительности в них отражается то, что человек может сам изменить, в зависимости от ситуации, свой внутренний и внешний мир. Глубина чеховской философии в том, что юмор и грусть переплетаются друг с другом и способствуют тому, чтобы зритель стремился бы достичь лучшей жизни и стать более осведомленным. Chekhov’s plays and stories may be studied from the critical viewpoint of the sex of human, strata of society, economic factors, culture and all these are connected with recognition of a human being. We may say that one of the main problems of Chekhov’s works is that the people may underline and perform their individual obligations towards the rough and authoritarian society. In his works, Chekhov arises generally known problems that are typical not only for Russian society, but actually show the philosophy of Human Existence. Chekhov seeks the response to question “what to do?” in people’s suffering elimination, as “Treplev” believed in “new ideas” and bearing these burden on his shoulders. He tried to see people’s outlook in a new way, to break the cobweb of the people’s stupidity and dullness. Chekhov, like Prometheus, grants wisdom to people and his knowledge had an influence upon the history of his period of time. He was eager for provision of the notion of existence where “all not just talk” but “all work”.He embellishes content of his stories and plays with humor that even the simplest persons are inspired, laughed and gladdened, and of course such people read his works with enthusiasm and get acquainted with his created thoughts and ideas hidden under humor but expressing sadness and bitterness in his works. Chekhov adhered to the opinion that any fanny event is exciting, which are reflected in his works in the best way. He uses a special method “To make an ass of people” which created “Chekhov’s humor” in the genre of comedy through transfer of expectations. Heroes are in unexpected positions and the reader meets such characters whose position is not expectable in the work. At the same time when we look characters from the side they seem comic but when we put ourselves in their place we feel depth of their pain and sorrow and the created tragic atmosphere. The human values and author’s anxiety regarding the degradation of mankind [that is a real anxiety of satirists] one can see in Chekhov’s works. On the contrary to his contemporaries and the form accepted in that period, he does not feel sorry for the characters of his stories and plays, just the opposite, he considers them guilty for their misfortune and feebleness. Why the people like Tchervyakov, Tin and Otchumyelov should be unhappy and appear as feeble and worthless? Having created a satirical style, behind which one can feel bitterness, he criticizes the people and the society and warns about that.

    Item Type: Thesis (PhD)
    Additional Information: Характер и особенности юмора в произведениях А. П. Чехова. Nature and peculiarities of humor in A. P. Chekhov's works.
    Uncontrolled Keywords: Боняди Алиреза Бозоргович, Alireza Bonyadi
    Subjects: Literature
    Divisions: UNSPECIFIED
    Depositing User: NLA Circ. Dpt.
    Date Deposited: 17 Jan 2017 13:27
    Last Modified: 31 Jan 2017 09:31
    URI: http://etd.asj-oa.am/id/eprint/4006

    Actions (login required)

    View Item